Введение

     Историческая симптоматология  является одним из наиболее значительных разделов всеобщей антропософской методологии.  В соответствии с нею любые факты, события мировой истории рассматриваются  лишь как симптомы того, что совершается на плане сверхчувственной реальности, где  ведут своё бытие реальные чисто духовные субъекты, где возникают, метаморфизируются и преходят первичные феномены внешней феноменологии истории, её, если говорить в гётевском смысле, прафеномены.

Историк, а также политик, социолог впервые встаёт в своих исследованиях на твёрдую почву лишь в том случае, если дорабатывается до познания этих прафеноменов. Такая работа имеет  большое значение не только для познания, но и для становления личности самого исследователя ввиду своеобразия  души сознательной, развитие которой в нашу, 5-ю послеатлантическую культурную эпоху составляет первостепенную задачу человека.

Душа человека трёхчленна. Об этом знали ещё греки. Аристотель называл эти члены так: оректикон, кинетикон, дианоэтикон. В Духовной науке Рудольф Штайнер называет их душой ощущающей, душой рассудочной, или характера, и душой сознательной. Их развитием обусловливается весь культурно исторический процесс.

В истории культуры феноменология души ощущающей достигла своего особенного расцвета как душа эстетическая. С особым блеском она заявила о себе в культуре ренессанса, в итальянской живописи, в итальянской музыке. Душа рассудочная обусловила характер эпохи французского просвещения. Вольтер, энциклопедисты творили исходя из неё. Душа сознательная пока что своей эпохи не создала.  В больших, мировых масштабах она заявляет о себе  в англосаксонской политике, поскольку в англосаксонском этносе она, будучи, говоря канцелярским языком, поставленной на повестку дня развития целой эпохи, является врождённой. Англосаксы рождаются с задатками души сознательной, а это предполагает расширение  самого непосредственного  интереса отдельной индивидуальности до масштаба интересов всего человечества. По этой причине англосаксам всегда есть дело до всего мира. Но поскольку всё врождённое носит инстинктивный характер, то британская, а теперь уже британо-американская политика оказывается узко эгоистичной. Не будучи хоть как-то преодолеваем, национальный эгоизм правящих групп этих стран имеет тенденцию делаться безграничным. Вот почему там стремятся к мировому господству.

В душе ощущающей человек изживает себя в первую очередь в сфере чувств. Если её развитие не облагораживается, то человек оказывается марионеткой своих склонностей, страстей, вожделений. Их волны постоянно свергают в нём доводы рассудка, власть ума, и как проявляется такой человек внешне: добрым или злым, – это зависит по большей части не от его личности, а от внешних обстоятельств, к которым следует отнести и его спонтанные внутренние настроения. Как правило, люди, в характере которых доминирует душа ощущающая,  заполняют ныне множество самых разных сект; из них  формируют свой  «электорат» политические игроки. Ими широко пользуется мировая политика, когда ей бывает нужно вызвать какие-либо массовые волнения, протесты и т.п.

В душе рассудочной живёт человек мыслящий. Занимаясь своим гармоничным развитием, такой человек не забывает и о воспитании свой души ощущающей, о её эстетическом и этическом воспитании и так освобождает свой ум от приступов её хаоса. В решениях ума он тогда пользуется добрыми чувствами. О таком человеке говорят, что у него ум с сердцем в ладу. Но человеку мыслящему свойственно впадать в догматизм, и как таковой он тоже легко подвержен разного рода манипуляциям, делается некритичным, слепым апологетом разных идеологий, мировоззрений, политических программ и т.п. Такой человек может манипулировать «электоратом», сам будучи при этом ужасно манипулируемым. Таковыми в нашем мире являются, по сути, все ведущие мировые политики. Они были такими уже в начале ХХ в., и именно благодаря им могущественным  оккультно-политическим силам тайных обществ удалось ввергнуть цивилизацию в страшный хаос. Душе рассудочной угрожает также чрезмерная абстрактность, иссушающая чувства, и тогда возникает хотя и умный, но, скажем так: бесчеловечный человек.

Как общая «язва» все три души разъедает, приводит их к упадку эгоизм. С ним дело обстоит особенно трудно, поскольку, с другой стороны,  именно благодаря ему человек преодолел групповую форму сознания и стал личностью.

В процессе развития в себе трёхчленной души, которое длится уже не одно тысячелетие, поскольку в основе этого процесса происходит преобразование трёхчленной телесности: физического, эфирного и астрального тел, – человек сначала выработал первичную индивидуализацию, низшее «я», живущее по милости индивидуализированных восприятий чувств и рефлексии. Чтобы этого достичь, ему пришлось противопоставить себя групповому сознанию рода, племени, нации, отчуждиться от них, начать преследовать свои личные интересы. До сих пор те, кто боится на это пойти,  кому эта работа оказывается не по плечу, ищут, с каким бы групповым сознанием им слиться. По этой причине, например,  некоторые старые члены коммунистической партии после ее падения  чувствуют себя словно  рыба, выброшенная  на берег. Они совершенно не в состоянии стоять на собственных ногах, а тем более – развивать себя как свободную личность. Поэтому та партия была частично восстановлена, а в новые партии влилось множество таких, нужно прямо сказать, инвалидов духа. Они остаются ими, даже став носителями так называемых  западных идеалов  демократии.

Таким образом, прохождение стадии индивидуализации, сопряжённой с обострением эгоизма, является объективной необходимостью, сколь бы этически отвратительно это ни выглядело. Это просто ступень эволюции человечества. С точки зрения задач развития лучше быть эгоистом, чем подверженным гипнозу групповой моральности в какой-нибудь религиозной секте.

В прошлом эту трудную ступень помогали проходить более высоко развитые  водители, воспитатели человечества. О том, что они когда-то снова придут, люди продолжают мечтать до сих пор. Однако уже давно, когда феномен низшего «я» стал массовым, перед людьми встала задача полностью взять управление жизнью в свои руки, опираясь на эту низшую индивидуализацию. В этих условиях особенно актуальным стало  построение хороших общественных, государственных структур. Начался их поиск, в рамках которого возникли и утописты, и марксисты, и даже фашисты, и  проч.

За свою индивидуализацию человеку приходится тяжело бороться, ибо его индивидуализация вызывает постоянно растущий протест космических сил, препятствующих нормальной эволюции.  И это происходит в условиях, когда  в силу законов индивидуализации человека великие водители человечества, иерархические и человеческие, свои функции передали в руки людей. Чтобы справляться с этой гигантской и необыкновенно  важной  задачей, и необходимо правильно развивать высший член души – душу сознательную. Она волевой природы и воля её должна быть направлена на совершение добрых дел. По-настоящему же добрые дела человек способен вершить лишь становясь свободным духом, т.е. овладевая своим высшим Я. А для этого нужно овладевать новой, «созерцающей силой суждения», которую смог развить в себе Гёте и с которой начинается восхождение сознания к более высоким формам.

Душа сознательная по преимуществу социальная. Её этическим идеалом является евангельское: «Возлюби ближнего как самого себя». Для этого нужно уметь волить не инстинктивно, а свободно, нужна индивидуализированная моральность, для чего волю необходимо уметь вносить в мышление. Тогда волящий, как это показано Рудольфом Штайнером в «Философии свободы», сможет мотивы своих  поступков  сделать свободными, черпая их из мира «нравственных интуиций», там, где, собственно, пребывают и прафеномены внешнего, экзотерического культурно-исторического процесса.

Эта цель достижима, собственно говоря,  при условии восходящего развития всех трёх душ. Душа ощущающая при этом нуждается в этическом воспитании, как непосредственно, так и через  эстетическое воспитание;  душе рассудочной необходимо овладевать чистым мышлением, а сначала строго логическим;  на вершинах души сознательной требуется не апелляция к групповой или заповеданной морали, а к морали, проистекающей из свободного понимания законов высшего развития. Весь мир высшего духа, куда мы стремимся при жизни и вступаем после смерти, высоко этичен. Там этика столь же естественна, сколь, скажем, естественен солнечный свет в условиях материального существования. В будущем человек станет жить только в духовном мире, и готовиться к этому нужно уже сейчас. Единственная альтернатива этому – полное небытие.

Благодаря овладению душой рассудочной чистым мышлением (что невозможно без очищения чувств) душа сознательная начинает мысли не продумывать, а воспринимать их непосредственно из объектов восприятия, т. е. мыслить восприятийно, в созерцании. Это означает овладение человеком своей следующей эволюционной ступенью, что  обычно даётся благодаря видовой метаморфозе.

Для овладения воспринимающим мышлением  с помощью созерцающей силы суждения нет лучше упражнения, чем занятия исторической симптоматологией. Это наиболее доступная форма восприятийного мышления.  А с его помощью человек завоёвывает своё высшее Я, которое приводит к гармоническому взаимодействию и синтезу все три души. Вот в каком роде и для чего антропософы «занимаются политикой».

Человек, овладевающий высшим Я, начинает понимать, что человечество едино, что никому просто не дано преуспеть в развитии, попирая других людей. Он должен стать центром излучающегося добра, осуществлять добро путём претворения в него зла: уже в социальной жизни, после того, естественно, как  он это  проделал в себе.

Весь мир движется вперёд противостоянием и борьбой добра со злом. А зло следует понимать (естественно, ни в какой мере не потакая ему) как неизбежный фермент развития. Оно сделалось неизбежным как только человек подошёл к своему индивидуальному развитию.

От современных людей можно порой услышать: а  я не хочу высшего развития; уж очень это хлопотно; я хочу просто жить. Но дело в том, что «просто жить» не дано никому. В том, как живёт человек, заинтересованы буквально сонмы самых разных духовных существ. Заинтересованы, как говорится, «кровно», поскольку от характера его жизни, развивается он или, наоборот, деградирует,  зависит их существование. Поэтому каждый просто вынужден делать выбор, на стороне каких духов он хочет стоять. «Просто жить», «жить как хочу» – это всё равно что, находясь в состоянии свободного падения, сказать себе: да ну его, этот парашют!  Мне приятно просто падать! До чего захватывающее переживание!

Всё подвержено развитию, а развитие  идёт поэтапно. Кто к концу одного этапа не созрел для восхождения на следующий, вынужден отставать. Где-то там, в самом низу, на завершающей стадии отставания кому-то предстоит услышать, так сказать, космический «бряк» своего  бытия. А на пути к нему его ожидает всё большее впадение в групповое сознание, когда всё индивидуальное постепенно угасает. На каком-то этапе придётся жить с сознанием современного животного. А потом придётся превратиться в некоего рода «исходную глину», из которой мощные космические существа, враждебные Богом поволенной эволюции, надеются начать какую-то свою эволюцию. Какой она будет – сегодня не может сказать никто. Но одно ясно уже сейчас: возникших в нашем эволюционном цикле людей там не будет. Нужно  сначала всё это понять, а потом пробовать  продолжать «просто жить».

Таковы,  надо сказать, устрашающие для любого человека  перспективы будущего,  если бы в борьбе низшего с высшим, добра со злом победило низшее и зло. В мировом масштабе этого никогда не произойдёт, но ничего нельзя сказать о дальнейшей судьбе отдельного человека. Понимание этого, конечно, не должно вселять никакого страха, ибо чувство страха – это уже признак упадка, деградации, возросшей власти в человеке Аримана. Но серьёзное отношение к жизни это должно пробуждать.

  *   *   *

      В процессе движения культурно-исторического процесса в духовной, социальной, политической, фактически, в любой сфере человеческой жизни идёт борьба прошлого с будущим, узкого эгоизма, уже отжившего свой век, с зарождением подлинной духовной любви. Эта борьба настолько серьёзна, что никогда нельзя сказать, будет ли завтра ещё существовать сегодняшний мир. У развития имеется множество очень разных альтернатив. Оно подобно текущей воде. Поставь ей запруду в одном месте, она найдёт себе путь в другом. Однако не все  пути одинаково хороши для человека. Ему нужны пути, так сказать, оптимальные. А за них нужно бороться. И чем они лучше, т.е. чем больше ускоряется развитие, тем большего напряжения сил это требует.  И чтобы бороться правильно и успешно, нужно в первую очередь хорошо понимать смысл происходящего. Из понимания, а не из групповых внушений, сколь бы они порой  ни были соблазнительными, должны приходить импульсы для работы во имя истинного блага человечества. Поэтому всякое понимание: историческое, социальное, политическое, да, собственно, всякое, является главным требованием в условиях развития души сознательной. И понимание это должно завоёвываться в духовно-научном смысле, поскольку единая реальность является чувственно-сверхчувственной.

Перед желающим действительно познавать и бороться за истину Антропософия ставит задачу: отказаться в этой работе от всякой симпатии и антипатии. Как свойства души ощущающей они необходимы, особенно на начальной ступени её развития, но в дальнейшем они превращаются в серьёзные препятствия, в источник заблуждений, ибо истина, окрашенная симпатией и антипатией, уже не истина, а частное мнение.

Бесстрастно должно вестись  духовно-научное познание  исторической симптоматологии. Оно должно быть таким ещё и потому, что всё, происходящее внешним образом, само по себе мало чего стоит. Оно всегда является выражением чего-то другого. Ход истории иносказателен. Внешний мир в определённом смысле действительно большой театр.  В общественной, политической жизни первичен, так сказать, «сценарий», по которому ставят социально-политическую драму. И именно за написание таких сценариев идёт борьба мировых сил: оккультно-политических на физическом плане и духовных на сверхчувственном. А кроме того, если даже события приобретают реально трагический характер, то и тогда не следует забывать, что они обусловлены чем-то глубоким, не сиюминутным: не позволительно затянувшимся сном разума, кармой: личной, групповой, кармой эпохи, народа и т.д.

Но может быть кто-то скажет: если я и понимаю, что происходящее – театр, то всё-таки я не могу не ненавидеть «постановщиков»  жестоких, бесчеловечных  драм. Такое мнение, такое чувство легко понять, и всё же оно говорит о недостаточной глубине  знания. Тут сначала на ум приходит сентенция тургеневского Рахметова, что ланцет хирурга не должен из-за сострадания гнуться.  А  всякую болезнь в себе человека вызывает сам, она обусловлена его кармой (что, естественно, ничуть  не умаляет созидательной роли сострадания). Но дело тут не только в этом. В любом случае ненависть, да и чрезмерное негодование помрачают сознание, затемняют ясный взгляд на вещи, вызывают единственное стремление: победить насилие насилием. Тут возникают теории о правомерном насилии, о неправомерном. Мы ими заниматься не будем. Для нас важно другое, что,  действуя из непонимания, из ложного понимания мы служим не добру, а злу. Ведь и сама ненависть – это не доброе чувство. Кто ненавидит, тот злом борется со злом. Зло от этого только выигрывает.

Это во-первых. А во-вторых, вопрос о мировом противостоянии добра и зла, о тайне зла принадлежит к числу семи сокровенных, «неизреченных» тайн, не постижимых земным рассудком. К их раскрытию идут путём посвящения.  Сознание посвящённого на одну и более эволюционных ступеней выше обычного современного человеческого сознания, и такой человек  видит, что многое, о чём знает он, просто не выразимо на современном языке. Душа рассудочная должна  это понять и просто проявлять элементарную скромность. Если, скажем, какой-то ребёнок, подражая взрослым, просто повторяя то, что он услышал от них, спросит: в чём состоит тайна зла? – то ведь никто не  станет отвечать на его вопрос, ему просто скажут: вот подрастёшь, тогда и будешь спрашивать.

И, наконец, третье. Ещё в IV в. по Р.Х. великий посвящённый Мани дал главный принцип обращения человека со злом в соответствии с Импульсом Христа. Он объяснил, что всё существующее в мире изначально проистекло из Бога и никуда из этого мира устранено быть не может. В том числе и зло, которое не изначально, а возникло лишь в процессе и ради процесса эволюции. Зло можно только претворить, метаморфизировать в добро и так победить его. И это как главную задачу своего делания имеет душа сознательная.

Таковы принципы познания исторической симптоматологии у того, кто ведёт его на основе Духовной науки, опираясь на её методологию. Он познаёт её как методолог, а не как простой собиратель отдельных фактов.

Какая от этого практическая польза не только для познающего, мы уже частично показали, но это, естественно, имеет значение лишь для того, кто понял двойной характер единой реальности. Он тогда  не сомневается в том, что знание – это реальная сила. Ибо мир божественных Иерархий является, по сути, миром мышления, только реального, не отражённого. Мысля  Иерархии одновременно и волят, и творят. Человек, мыслящий и познающий в материальном мире, вносит свой вклад в их мышление. Они учитывают его и используют в создании тенденций развития. Несмотря на их колоссальное могущество, они всё же не могут вступать в материальный мир, который для них не реален. А чтобы развитие в нём всё же могло осуществляться, то для познания его в него и послан человек.

В этом развитии участвуют также люциферические, ариманические и азурические существа. Это они в тех случаях, когда в своих односторонних интересах коррумпируют его, порождают в нём с помощью человека зло. Земному человеку непосредственно бороться с ними невозможно. Они ведь хотя и отставшие, но иерархические существа. Но им помогают сонмы самого разного рода элементарных существ. Они-то и атакуют человека. И с ними он должен энергично бороться. Это совершенно реальные существа, часто порождённые самим человеком. Они существуют до тех пор, пока человек даёт им субстанцию своими вожделениями, преступлениями и т.п. Через человека они заполняют и социальную жизнь. Их красочно изображал Иероним Босх, Грюневальд, живописуя искушения  св. Антония.

Иерархические существа  отставшего  рода  также собирают плоды мышления и познания людей, но главным образом ложные, и противопоставляют их намерениям иерархических существ нормального развития. Эта их работа необыкновенно действенна. Если бы, как говорит Рудольф Штайнер, все люди однажды решили, что они не хотят высшего развития, то оно и прервалось бы.

Особенно в наше время, когда сплошь и рядом борются между собой лишь разные формы зла и каждая из них пытается убедить, что она есть  добро, вести борьбу со злом необыкновенно трудно, поэтому люди часто с непозволительной лёгкостью решают, что есть добро. В результате этого в них и возникает  иллюзия, что зло можно уничтожить без всякого его претворения.  Часто люди просто не позволяют её рассеять. Чтобы в этом убедиться, возьмём актуальный пример из самых последних событий в России. Там произошло присоединение Крыма к остальной части России. Перед этим событием  в Крыму  происходили массовые демонстрации. На одной из них – это было в Симферополе – можно было видеть (это показывало телевидение) на переднем плане старушку с портретом Сталина в руках. Она стояла прямо перед телекамерами и никто: ни устроители митинга, ни участники, не попросили её тот портрет убрать. Далее, повсюду там мелькают советские флаги с серпом и молотом, попытки сносить памятники Ленину объявляются русофобией.  Таким способом масс-медиа  пытаются внедрить в массовое сознание убеждение,  что возвращение Крыма, да и всей Украины в состав России означает возврат к «спасительной» сталинской системе, и другого способа сделать это не существует. Так давайте теперь ответим на вопрос: где там находится добро в борьбе со злом?

  *   *   *

      Антропософскую историческую симптоматологию можно понимать как политологию, но при условии, что политология будет стремиться охватить обе части реальности; хотя также и в этом случае политология будет означать определённое сужение объема понятия историческая симптоматология. Однако на это можно пойти ввиду практических целей познания. Политология – это, скорее, одна из проекций симптоматологии и она способна облегчить овладение ею.   В современном мире мы имеем  в политологии два направления или даже два её рода,  типа. Первый из них – это, скажем, предельно экзотерическая, совершенно внешняя политология, ежедневно заполняющая страницы тысяч газет, журналов и телевизионных программ. Она рассчитана на самого массового читателя и зрителя, воспринимающего её абстрактным умом,  направляемым элементарными симпатиями и антипатиями, которые  насаждает  в нём эта же самая политология. Всё в ней апеллирует к пристрастиям. Она не имеет цели информировать. Её цель манипулировать сознанием и маскировать подлинный ход и смысл событий. Не будет преувеличением сказать, что все  масс-медиа в мире занимаются беспрерывным и тотальным промыванием мозгов. И они являются эффективным средством укрепления господства малых групп над самыми широкими массами населения. Таковы просто факты и, констатируя их, мы не занимаемся политической критикой; мы лишь характеризуем  описываемый феномен.

Масс-медиа стали такими  особенно  с конца XIX в., поскольку именно тогда  в цивилизованной части человечества  начался сильный  рост самосознания и нужно было что-то делать, чтобы сохранить господство над ним. Мы знаем из Антропософии, что тогда (в 1879г.) началась эпоха правления Архангела Михаэля, и что сонмы ариманических существ, свергнутых Михаэлем из духовного мира на землю, явились среди земных людей. Чтобы искажать их развитие в смысле ариманических целей, они, так сказать, и взнуздали прессу. Поэтому Рудольф Штайнер уже в первой четверти ХХ в. начал говорить о «чёрной магии журнализма».  Журнализм принялся  самым беспощадным образом искажать все социальные отношения людей. Ну а теперь, уже в наше время, нет более постыдной профессии, чем журналист.

По своей сути экзотерическая политология насквозь материалистична. Она внушает людям, что всё в их жизни целиком «посюсторонне», а, значит, в идущей в мире любого рода борьбе не действует никаких закономерностей, всё случайно, зависит от характера отдельных людей, от их субъективной мотивации, от их честолюбия, стремления к богатству, к власти. Всё в ней исчерпывается непосредственно видимым. Например, вот – как учил нас Маяковский – случайно «родился в глубине Симбирска обыкновенный мальчик Ленин», подрос, быстро понял, какая царит в России социальная  несправедливость и, сказав: власть – «это стена, но трухлявая, ткни в неё пальцем, она и развалится», ткнул, и она действительно развалилась. Вот и всё! И нечего мудрствовать, ища подоплёку октябрьского переворота! Ну да, есть ещё какая-то там диалектика развития, один класс отрицает другой, доводя это до смертоубийства, но это всё для «теоретиков».

Или ещё пример: как понять кавардак, вызываемый  ныне США в мире? «Шерше ля нефть», – советует историк Николай Стариков, – и ты поймёшь всё остальное, что происходит в современном мире. Погоней за источниками  энергии объясняются все  происки алчного капитализма! – Таков даже не ключ, а просто отмычка к пониманию мировой политики. Но в этом примере мы, правда, уже встречаем  зачатки конспирологии.

Конспирология – это второй тип политологии. Он является полуэкзотерическим. В нём, пытаясь объяснять природу внешних событий политической жизни, стремятся проникнуть до таящихся за ними кулис. Там находят заговоры разного рода политических, экономических и иных группировок. Ничего необыкновенного в такой политологии нет. Давно и многим известно о существовании тайной дипломатии.  А если она существует, то почему не существовать и тайным замыслам определённых группировок?  И если их интересы не совпадают, то, естественно, они должны вести между собой борьбу. Успешнее всего она протекает, будучи скрытой от общественности, по типу борьбы мафий, и т.д.

Конспирология пытается частично выражаться в духе, ну не исторической, а чисто политической симптоматологии. Поэтому, если из экзотерической политологии нельзя почерпнуть никакого знания о смысле происходящего в мире, то из конспирологических изысканий узнать об этом кое-что можно. Правда, и конспирология является средством манипуляции  сознанием и даже более опасным, чем первый тип политологии, поскольку даёт пищу более индивидуализированному уму. Уловить «также и избранных», как сказано в евангелии, – вот в чём состоит её цель. Проиллюстрируем на одном примере, как это делается. Первый тип политологии стоит на том, что никакой манипуляции сознанием в мире нет, по крайней мере, этим не занимается «демократическая» пресса. Но вот известный и, несомненно, проницательный конспиролог Сергей Кара-Мурза публикует  объемистый труд, который называется «Манипуляция сознанием». В нём он, как сказал поэт, «тонко и въедливо», профессионально вскрывает, описывает и разоблачает самые разные методы и формы действительно осуществляемой манипуляции сознанием масс, к которым прибегают определённые мировые силы. И он говорит, что написал книгу  в профилактических целях, чтобы научить людей от тех манипуляций защищаться. Однако, читая её, обнаруживаешь, что всё это он делает с целью манипулировать сознанием читателя, но в пользу своей идеологии; а она у него просоветская, он симпатизирует возрождению сталинизма!

Занятие конспирологией напоминает хождение по минному полю, где в любом месте поросшего травкой и кустиками ландшафта может взорваться идеологическая мина и уничтожить в человеке зарождающийся здравый смысл. И тем не менее, только из исследований  конспирологов  можно хоть что-то узнать о подоплёке  политической жизни мира, в которой  происходят судьбоносные  для  целых  народов и всего человечества события.

Мировая экзотерическая пресса ведёт с конспирологией непримиримую борьбу и именно потому, что та нередко приподнимает «ковёр», под которым идёт свирепая тайная война «львов». Утверждается, что «теория заговора» порождена манией преследования, что это просто «паранойя». Это слово повторяется словно заклинание, чтобы принудить людей даже и в руки не брать сочинений конспирологов, и чтобы дискредитировать и запугать самих их авторов. И это действует. Многие из них, прежде чем хоть что-то сказать, долго божатся, что они не конспирологи.

На наш взгляд «теория заговора» – это не вымысел и уж, конечно, не мания преследования. Она взята из действительности. Но только даже в среде самих конспирологов она необыкновенна сужена, догматизирована. Более того, если заговор и существует, то его теории пока что просто не создано. Всё дело сводится лишь к описанию отдельных фактов, отдельных проявлений противостояния, а часто и совместного действия двух мировых сил: политизированного католицизма, возглавляемого орденом иезуитов, и мирового масонства. Откуда это противостояние взялось, почему те силы нередко взаимодействуют, в чём их суть помимо жажды власти, да и откуда взялась сама это непомерная жажда, – от конспирологов узнать нельзя.

Об этом можно узнать только из Духовной науки, поскольку она раскрывает глобальное, космическое противостояние божественным Иерархиям нормального развития той их части, которая отстала и стремится за счёт человека наверстать упущенное. При этом Антропософия объясняет и то, почему та часть отстала, с какой целью.

То противостояние и проецируется на план исторических, социальных, политических, да просто всех отношений земного человечества. И человек является необыкновенно важным звеном того противостояния. Та космическая борьба ведётся за человека и ради человека. Таковы начала подлинной «теории заговора».

Эту тему мы уже затрагивали в других наших работах, в «Антропософии на скрещении оккультно-политический течений современности», в 3-ем томе «Макрокосма и микрокосма».  Пересказывать здесь сказанное там не имеет смысла. Заинтересованный читатель может сам это прочесть. А в незаинтересованном мы сами не заинтересованы.

В заключение мы лишь отметим, что противостояние земных мировых сил содержит в своём ядре более или менее осознаваемое некоторыми людьми  отношение к сверхчувственным силам, враждебным нормальному  ходу  эволюции. Поэтому большая мировая политика  оккультна. Многие свои знания и силы она черпает из сверхчувственного, по большей части подфизического мира. Об этом, разумеется, просто так взять и рассказать широким массам, воспитанным в духе материализма или люциферизированной религиозности, нельзя. А когда конспирологи всё-таки пытаются это делать, то начинает звучать просто голос церковного обскурантизма.

Но когда об оккультно-политических центрах мировой власти говорит Антропософия, то она предпосылает этому большое учение о сверхчувственной реальности, о связи земной феноменологии с духовным космосом и о многом  другом. Познание этого является непременным условием для всякого, желающего овладеть методологией исторической симптоматологии. Путь к ней лежит через всеобщую методологию Антропософии. Овладение же ею – это одна из фундаментальных задач  человека эпоху  души сознательной.

Антропософия, давая учение о двойном, чувственно-сверхчувственном характере единой реальности, содержит в себе и методологические основы политологии. Овладевая ими, можно, умело наблюдая феномены, по симптомам распознавать ту деятельность, которая имеет целью увести развитие человечества на ложные пути.  Эта деятельность сказывается на судьбе всего человечества, в какой бы части мира она ни осуществлялась, и, следовательно, на судьбе каждого без исключения человека.

Душа сознательная, побуждающая человека расширять свой отдельный интерес до размеров интересов всего человечества, вызывает в нём стремление понимать, куда мировые, а в первую очередь сверхчувственные  мировые силы направляют ход развития.  Такое понимание является просто долгом человека, и долг этот нужно исполнять правильно. Для этого требуется изо всех сил стараться возвышаться над мелкими пристрастиями, эгоизмом, симпатиями и антипатиями, излюбленными мнениями, честолюбием и т.п.

  *   *   *

      В нашей рубрике «Историческая симптоматология» мы намереваемся постепенно собирать в некоем роде  хрестоматию этой симптоматологии, помещая в ней различные, появляющиеся в мировой прессе публикации, которые покажутся нам интересными именно как симптомы.

Эти публикации будут содержать в себе также и элементы манипуляции сознанием, осуществляемой со стороны правых или левых и иных сил. И пусть всё это будет пробным камнем для читателя, помогающим ему определить меру своей предвзятости, захваченности промыванием мозгов или подверженности чувственной стихии души ощущающей.  Для нас все эти материалы интересны только с точки зрения их симптоматичности и  информативности. Существует святое право человека на знание, и никто не должен диктовать ему, что ему следует читать, а что нет.

Антропософ доходит в политологии только до характеристики явлений, а не пытается давать им нравственную оценку; последнее составляет сферу уже другой деятельности. Его же единственная цель – стремиться к истине и познавать как можно объективнее. Он стремится не к борьбе, а к истине, не к революции, а к эволюции.

                                                                                                               Бг.    28.3.2014