«Мы только в том случае научимся познавать жизнь духа, если не будем застревать в отдельностях, не будем застревать на противоречиях, но поймем, что противоречия означают жизнь. Мы таким способом упражняемся в контроле мыслей, что постоянно уясняем себе: если мы усвоили одну мысль, то тотчас же должны искать другую, соответствующую нашей мысли, так относящуюся к ней, как голод к насыщению. Благодаря этому одна сторона мысли завершается другой, подобно тому, как это имеет место в случае света и тени, позитивного и негативного. … Усвоим себе правило: добавляй к каждой мысли другую, противоположную ей. Кто этому правилу следует, тот постепенно сможет жить в живой спиритуальности».
«Кто знает о том, что познание есть причастие, тот также знает, что оно есть не что иное, как то, что символизировано в Тайной вечере. Оно настолько свято, настолько велико, насколько это только может быть! Его следует представлять себе как соединение. Кто чувствует себя недостойным… должен сделать себя достойным и способным на познание. Благоговейное настроение является чем-то таким, что творит чудеса в этой области. Кому совершенно неведомо настроение осуждения, тот находится на правильном пути. Молодежь обычно часто впадает в ошибку, начиная слишком рано судить. Она говорит: я стою на такой-то точке зрения в познании. Молодому человеку следовало бы с почтением, уважением, вниманием усваивать науку. Существует разница между тем, кто смолоду критикует, и тем, кто благоговейно воспринимает [познает].
В Талмуде содержится 7 качеств, которые должен развит желающий стать мудрым:
1. Он не берёт слово первым, если присутствует кто-то больший, чем он.
2. Он не перебивает никого из говорящих.
3. Он не отвечает поспешно, не подумав.
4. Он спрашивает и отвечает по сути дела.
5. Он занимается одним за другим по порядку.
Это пятое правило является золотым правилом для нашего времени. Посетите сотню собраний и посмотрите, удастся ли вам найти хоть одно, где со знанием дела, по порядку занимаются вещами.
6. О том, чего он не знает, он признается: я этого не знаю.
7. Он признает своё заблуждение, если считает, что впал в него.
Это важные принципы. Они могут показаться тривиальными правилами жизни, однако они бесконечно важны, ибо пробуждают в молодом человеке почтение перед познанием, а это для спиритуального познания более действенно, чем всё другое. Это почтение перед тем, что притекает к нам. Можно на опыте пережить, сколь различны ауры у молодых людей, обладающих этим почтительным настроением, и у тех, которые им не обладают». Первые из них имеют в ауре синие и фиолетовые лучи и потоки.
Лекция от 14.3.1904 (Не опубликована)